Дома из Пестово

Дома из Пестово
 В наши дни, если задаться целью заказа деревянного дома и зайти во всемогущую и всеохватывающую сеть интернета, любой поисковик отправит Вас не только к воротилам строительного бизнеса - в Москву и Санкт-Петербург, но и в маленький городок, затерявшийся среди озер, полей и могучих хвойных лесов Новгородской области. Название этого городка – Пестово. И, если бы не обработка леса, не развитое деревянное домостроение, то оставалось бы это название одним из миллионов – неизвестным и незвучным. Но именно лесная и строительная отрасли сыграли решающую роль в судьбе городка – именно они «протолкнули» название сначала в советские газеты, а потом, спустя десятилетия - во всемирную сеть, региональные и даже федеральные СМИ.

  Деревообрабатывающим и строительным город Пестово стал не вчера: собственно, вся его история – и даже самая ранняя - связана с перманентным развитием производства! Городок родился как поселок в начале 20-х годов, когда на берегу Мологи появился маленький и первый в округе завод – стоит ли говорить, что этот завод был лесопильным? Первые рабочие, пришедшие из окрестных деревень, делали здесь шпалы для железной дороги и пилили лес на строительные доски. В 1923 году в Пестово появился концерн «Мологалес», открытый по соглашению советского и немецкого правительств. Однако уже в 1929 концессия была ликвидирована, и предприятие перешло в разряд государственных, став трестом «Севзаплес». Советская индустриализация изменила поселок, можно сказать, революционно: в лесах проложили дороги, построили дома для рабочих завода – с этого времени Пестово прочно утвердился в актах и документах советской власти как рабочий деревообрабатывающий поселок. Местный «Лесокомбинат» (ЛК) считался одним из таранов деревообработки как в советские, так и постсоветские годы.

  Следующей вехой развития стало открытие настоящего монстра советской промышленности – опытно-механического завода (ОМЗ). Сначала, в 1939 году это было небольшое здание ремонтной мастерской «Энерголесзага», где работало всего 63 рабочих, занимавшихся капитальным ремонтом машин, было 2 токарных станка. Потом эта мастерская стала Опытно –Механическим заводом (ОМЗ) производственно технического предприятия «Энерготехпром». Тогда еще сложно было представить, что спустя десятилетие завод прогремит на всю Россию:  в 1958 году ОМЗ начнет производить ни много, ни мало – настоящие автофургоны! А с 1973 года на заводе начнется выпуск сборно-разборных конструкций, после чего ОМЗ освоит производство девяноста с лишним видов новых машин. Продукция завода пойдет во многие города, области и даже республики СССР, к примеру, в Тольятти. А марка "Сделано на Пестовском ОМЗ" будет знаком качества по всей стране – от столицы до Восточной Сибири. В конце концов 12 января 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Пестово станет городом районного подчинения, и в этом городе появятся свои герои, снискавшие славу, конечно, на ниве труда и развития производства. Так, в 1981 году инженер Власов введет новую технологию отливки колес, что позволит экономить до 10 тонн металла в год. А некоторые рабочие завода, такие как Геннадий Рослов, Василий Пузырев войдут в историю советского производства – их имена запечатлеют авторы книги о развитии промышленности поселка.

  В общем, название «Пестово» было достаточно звучным в промышленных кругах СССР, и оно могло бы исчезнуть к 1993-му, если бы потомки советских рабочих, брошенные демократическим правительством, не взяли в руки пилы и молотки…

  Сначала по стране поехали пестовские рабочие бытовки – нового, демократического, так сказать, образца. Бытовки, построенные как в небольших частных компаниях, так и просто – в огородах пестовчан. Затем предприимчивые сыны плотников, слесарей и лесорубов пошли дальше, переключились на дома: и вот страна вновь услышала фразу: сделано в Пестово!

  На сегодняшний день фраза «дома из пестова», безусловно, наполнена смыслом. Причем, этот смысл – в устах эту фразу произносящего. Для кого-то «дома из пестова» бренд положительный, для кого-то – крайне неприятный и отрицательный. Причем оба мнения – правильны относительно людей, их исповедующих. Ведь кто-то из них стал воистину счастливым обладателем пестовского дома, а кто-то - жертвой безответственных «строителей». Но, к счастью, однозначного бренда «дома из пестова» уже давно не существует – кто-то строит на уровне автомашины «Запорожец», а кто-то и на уровне «Хундая». Домов – «Мерседесов», скажем сразу, в Пестове не строят в принципе, за этим – в другие места и за другие деньги. Но и между «запорожцем» и «Хундаем», согласитесь – большая разница! Просто пропасть целая! Как говорится, все мы – из Пестова, но слишком разный у нас подход к делу.

  Сегодня в России – подход к деревянному малоэтажному строительству самый либеральный. С одной стороны – это хорошо. У нас с вами огромное непаханое поле для выбора и бурной деятельности. С другой стороны – это очень и очень плохо. Потому как не существует четких правил: мол, дом для круглогодичного проживания должен быть такой-то и такой-то, а дачный дом совсем другим – и всякие там вправо-влево=расстрел. Советские же старые добрые ГОСТы утратили свое боевое значение так как за последние 10 лет на рынке строительных материалов произошла настоящая революция. Правда есть еще СНИПы, но кто их соблюдает и регламентирует? Вот, например, сказано в СНИП 2- 25-80, что «..внутри отапливаемых помещений при температуре до 35 °С и влажностьи воздуха до 60% влажность древесины не должна превышать 20%» и что? Все этот СНИП соблюдают? Конечно же нет. Строят из сырых – естественной влажности материалов, тут же въезжают, живут и потом мучаются. Единого и четкого закона нет, поэтому большая часть ответственности сегодня лежит на совести строителей и на их знаниях. А еще на интуиции и везении клиентов. Мы, например, частенько упоминаем СНИПы и ими руководствуемся, того же желаем и клиентам. Цена ценой, а качество – это качество!

  С наступлением строительного сезона пестовские газеты начинают пестрить объявлениями о поисках плотницких бригад – таким образом множество фирм решает вопрос рабочих рук. Вам понятно, в чем здесь подвох? Если не очень, то мы поясним: нормальная, отвечающая за свою работу компания, не будет набирать людей « с улицы». Логично, что строители должны заранее пройти обучение в компании и возжелать в ней остаться. Другой вариант – это «пришлые ребята». Пришли в фирму, срубили за лето денег – и ищи их, как говорится, свищи… А ведь как утверждал товарищ Сталин - «кадры решают все». В этом вопросе мы с генсеком солидарны и, к нашей чести, перед клиентом открыты и честны. Все наши бригады работают у нас постоянно, и никаких «шабашников» со стороны мы не набираем.

  На дворе уже давно 21-й век, но такое ощущение, что множество строителей так и остались где-то в 90-х годах 20-го века. С удивлением нам приходилось узнавать, что современные плотники не знают какой стороной укладываются мембраны и гидро-защитные пленки – да много чего еще они не знают! Вот, вроде бы, хорошие ребята – а не научило их начальство. А значит, такое начальство – либо тоже ничего о строительстве не знало, либо знало, но на качество своих строений начальству было «начхать». Вот и стоят по России горе-дома, в том числе, с грустью признаем это, и дома пестовские.

  Но в то же время, многие наши коллеги сегодня строят, как говорится, с душой. Их радует процесс, и они пуще клиента ждут от процесса не только прибылей, но и хорошего результата. Это люди, которые читают строительную литературу, возят на испытания материалы, и их продукция, скажем так, весьма хороша. Хотя, конечно, всегда есть куда расти.

  Резюмируя изложенное выше, мы утверждаем, что «дома из Пестово» - мягко говоря, неоднозначное явление. Ведь в Пестове то ли 50, то ли 100 строительных фирм и фирмочек. И вы, уважаемые клиенты, выбирая себе партнера для стройки, смотрите, пожалуйста, не только на стоимость дома (которая часто занижена до безобразия за счет качества материалов и качества рабочих рук), но и на иные факторы. И быть может, тогда вам удастся, покупая «Хундай» не стать счастливым обладателем старого доброго «Запорожца».

Pestovo